КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Киев, ул. Артёма 37/41, офис 710А
Тел. : (044) 247-93-53,(099) 380-03-92
Email: office@ukrreg.com.ua

Порядок припинення підприємницької діяльності

Порядок прекращения предпринимательской деятельности физического лица

Порядок прекращения предпринимательской деятельности физического лица можно условно разделить на три шага:
• принятие решения о прекращении предпринимательской деятельности и уведомление об этом государственного регистратора;
• обращение в органы государственной налоговой службы, Пенсионного фонда по вопросу прекращения предпринимательской деятельности физического лица;
• подача государственному регистратору документов для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц предпринимателей (далее - ЕГР) записи о прекращении предпринимательской деятельности физического лица.
Шаг 1. Принятие решения о прекращении предпринимательской деятельности
Ликвидация начинается с принятия решения о прекращении деятельности субъекта хозяйствования. Физическое лицо-предприниматель единолично принимает такое решение (если деятельность не прекращается по решению суда).
Физическому лицу-предпринимателю, который решил прекратить предпринимательскую деятельность, прежде всего, нужно обратиться к государственному регистратору по месту жительства и предоставить два документа (ст. 47 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IУ):
1) заявление о прекращении предпринимательской деятельности;
2) документ, подтверждающий внесение платы за публикацию сообщения о решении предпринимателя прекратить предпринимательскую деятельность. Предприниматель оплачивает публикацию данного сообщения в специализированном печатном средстве массовой информации - «Бюллетене государственной регистрации».
Названные документы могут подаваться лично предпринимателем или через уполномоченное лицо. Если предприниматель подает вышеуказанные документы лично, то госрегистратору нужно будет предъявить паспорт.
Документы, которые подаются для внесения в Единый государственный реестр записи о решении физического лица-предпринимателя о прекращении им предпринимательской деятельности, принимаются по описи, копия которой в день поступления документов выдается (направляется почтовым отправлением) заявителю с отметкой о дате поступления документов.
Другие документы регистратор не вправе требовать. По результатам рассмотрения документов (при отсутствии оснований для оставления документов без рассмотрения) государственный регистратор не позднее следующего дня с даты поступления к нему документов вносит в ЕГР запись о решении физического лица о прекращении предпринимательской деятельности.
Кроме того, государственный регистратор в день получения документов сообщает органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины о внесении такой записи.
Шаг 2. Обращение в контролирующие органы
Придется обращаться в налоговые органы и органы Пенсионного фонда для получения справок об отсутствии задолженности, по налогам, сборам, взносам (обязательным платежам) или справок о том, что лицо не состоит на учете.
Налоговая
В 3-дневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр записи о решении физического лица-предпринимателя о прекращении им предпринимательской деятельности необходимо обратиться в налоговую по месту регистрации.
Физическое лицо после принятия решения о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности подает в орган государственной налоговой службы, в котором оно зарегистрировано как налогоплательщик, следующие документы:
- заявление о снятии с учета налогоплательщика по ф. № 8-ОПП;
- оригиналы документов, выдаваемых органами государственной налоговой службы налогоплательщику (свидетельства, патенты, справки по форме № 4-ОПП, другие справки и т.п.), которые подлежат возврату в орган государственной налоговой службы, а также заверенные органом государственной налоговой службы копии этих документов, если такие выдавались и подлежат возврату в орган государственной налоговой службы.
- копия решения о прекращении деятельности.
В соответствии с Порядком учета плательщиков налогов и сборов, утвержденным Приказом ГНА Украины N 979 от 22.12.2010 года, после получения заявления о снятии с учета налогоплательщика по форме 8-ОПП органом государственной налоговой службы принимается решение о проведении документальной внеплановой проверки налогоплательщика, который состоит на учете в таком органе. Назначается проверка, которую соответствующие подразделения начинают в течение месяца после получения заявления по форме 8-ОПП.
Согласно п.82.2 ст.82 Налогового кодекса Украины продолжительность документальной внеплановой проверки не должна превышать относительно субъектов малого предпринимательства - 5 рабочих дней, других налогоплательщиков - 10 рабочих дней.
Продление сроков проведения данной проверки возможно по решению руководителя органа государственной налоговой службы не более чем на 2 рабочих дня для субъектов малого предпринимательства, других налогоплательщиков - не более чем на 5 рабочих дней.
Пенсионный фонд
Предприниматели, не имеющие наемных работников, подают в орган Пенсионного фонда:
1) отчет о начисленных суммах единого взноса за период работы в отчетном году;
2) копию акта проверки органа ГНС.
После проведения проверки страхователя, сверки расчетов с ним и проведения окончательного расчета орган Пенсионного фонда выдает предпринимателю или уполномоченному им лицу справку об отсутствии задолженности.
Что касается предпринимателей, имеющих наемных работников, то у них орган Пенсионного фонда в 10-дневный срок проводит документальную проверку правильности исчисления и уплаты взносов. На основании акта проверки проводятся окончательные расчеты с Пенсионным фондом.
Спрогнозировать, как долго будет длиться общение каждого конкретного предпринимателя с названными органами, трудно. Ведь на сроки общения влияет вид деятельности предпринимателя, его обороты, система налогообложения и еще много других факторов. В любом случае, раньше, чем через два месяца с даты публикации сообщения о прекращении предпринимательской деятельности в специализированном печатном СМИ, перейти к третьему этапу не удастся.
Шаг 3. Внесения в ЕГР записи о прекращении предпринимательской деятельности
Для проведения государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности предпринимателю (не ранее 2 месяцев с даты публикации объявления в специализированном печатном СМИ) нужно подать госрегистратору лично или отправить заказным письмом с описью вложения (при этом подпись на регистрационной карточке заверяется нотариально) или через уполномоченное лицо такие документы:
1) заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя по его решению или по судебному решению, не связанному с банкротством (форма № 12, утвержденная приказом Министерства юстиции Украины N 3178/5 от 14.10.2011 года);
2) справку своей налоговой об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам);
3) справку своего Пенсионного фонда об отсутствии задолженности.
Документы, которые подаются для проведения государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом-предпринимателем, принимаются по описи, копия которой в день поступления документов выдается (направляется почтовым отправлением) заявителю с отметкой о дате поступления документов.
В течение 2 рабочих дней с даты поступления документов (при отсутствии оснований для оставления документов без рассмотрения) государственный регистратор должен внести в ЕГР запись о прекращении государственной регистрации предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя.
Внесение в ЕГР соответствующей записи и является датой государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
О КОМПАНИИ НОВОСТИ СТАТЬИ КАРТА САЙТА